Профилактика нарушений осанки

Существуют разные определения термину «осанка». Так, по определению С.И. Ожегова, осанка - внешность, манера держать себя (о положении корпуса, складе фигуры).

В.И. Даль определял хорошую осанку как «сочетание стройности, величавости, красоты» и приводил пословицу: “Без осанки – конь - корова”.

Психологи считают, что осанка — это язык тела. Все эмоции, которые испытывает человек, отражаются в его позе, движениях, а значит, влияют на положение тела, его осанку.

С научной точки зрения, осанка – более емкое и более конкретное понятие. Под осанкой понимают привычную непринужденную позу человека в покое и при движениях, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения (проф. В.П. Правосудов). Правильная осанка обеспечивает оптимальные условия для функционирования всех органов систем организма как единого целого. Человек приобретает (формирует) осанку в процессе своего роста и развития. Определенную роль играют наследственность, перенесенные заболевания, бытовые условия.

Обнаружить дефекты в осанке можно следующим образом: ребенок должен раздеться, встать прямо (пятки и носки вместе) и опустить руки. Стоя в нескольких шагах за его спиной, надо внимательно осмотреть ось позвоночника (она должна быть строго вертикальной), сравнить уровни плеч, лопаток, ягодичных и коленных складок. Асимметрия свидетельствует о нарушении осанки. При регулярных осмотрах могут быть выявлены малейшие отклонения от нормы.

У детей дошкольного возраста нарушения осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными, а связаны в основном слабостью мышечного тонуса и связочного аппарата. Специально подобранные гимнастические упражнения – это наиболее эффективное средство профилактики нарушений осанки. Только активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и мышцы брюшного пресса, постепенно создадут мышечный корсет.

1. «Зернышко» И.П. – присед, пятки на полу, пальцы рук сцепить в замок и вытянуть вперёд, опустить голову. Медленно встать, с прямыми руками, не отрывая пяток от пола, вытянуться вверх, развернув ладони, руки через стороны опустить вниз. Повторить 4-6 раза.
2. «Мах ногой назад» И.П. – стоя на четвереньках, спина прямая. Мах ногой назад, вернуться в и.п. То же – другой ногой. Повторить 4-6 раз.
3. «Змея». И.П. лежа на животе, ноги вместе, руки в упоре около груди на полу. Медленно подняться на руках, сначала голову, затем грудь, прогнуться, насколько возможно, не очень сильно запрокидывая голову назад, живот лежит на полу. Медленно вернуться в и.п. Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й. Повторить 4-6 раза.
4. «Самолет». И.П. – лежа на животе. Поднять голову и плечевой пояс, развести руки в стороны, задержаться в этом положении на счет 2-4-6-8-10, вернуться в и.п.
5. «Хлопок». И.П. – лежа на животе. Поднять голову и плечевой пояс, руки в «крылышках». Хлопок руками впереди, руки в «крылышки», вернуться в и.п. Повторить 4-6 раза.
6. «Одновременное поднимание ног». И.П. – лежа на животе, руки согнуты впереди, голова лбом лежит на тыльной поверхности кистей рук. Поднять обе ноги одновременно, задержаться в этом положении на счет 2-4-6, вернуться в и.п. Повторить 4-6 раза.
7. «Клубочек». И.П. – лежа на спине, руки на поясе, ноги согнуты в коленях, стопы на полу. Поднять голову, вытянуть руки вперед, подняться к коленям, задержаться в этом положении на счет 2-4-6-8-10, вернуться в и.п. Повторить 4-6 раза.
8. «Ножницы горизонтальные». И.П.– лежа на спине, руки на поясе, ноги выпрямлены. Поднять прямые ноги и делать ими движения в горизонтальной плоскости. Выполнить 6-12 движений, вернуться в и.п. Повторить 2-3 раза.
9. Упражнения с предметом на голове: ходьба, приседания.

Мышцы укрепили,
Спину держим прямо!
За красивую осанку
Нас похвалит мама!

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
поделиться с друзьями:
создание сайтов