Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а так же двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребёнку требуется воспроизвести правильный артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений; при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе.

И. М. Сеченов писал, что «…всякое ощущение по природе смешанное… К нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими».

Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчёркивается многими специалистами.

Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

Одной из важнейших характеристик речи является её темп и ритм. Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению.

Упражнения по связи речи и движений способствуют:

  • развитию темпа и ритма речевого дыхания, силы голоса;
  • развитию артикуляционной моторики;
  • укреплению мимической мускулатуры;
  • обучению элементам пантомимы и мышечной релаксации;
  • формированию фонематической системы;
  • развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи;
  • развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму;
  • оказывает благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений;
  • нормализируют состояние мышечного тонуса;
  • помогают освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости.

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Японский врач Намикоси Токудзимо утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массирую которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Использование специально разработанного стихотворного материала в сочетании с движениями позволяет дать ребёнку максимальное количество знаний в интересной и доступной для него игровой форме.

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
поделиться с друзьями:
создание сайтов