Студия «Танцевально-экспрессивное творчество» для детей дошкольного возраста

Изучая труды, посвященные проблеме влияния музыкально-ритмической деятельности на развитие творческих способностей дошкольников, мы увидели, что, в целом, это направление в дошкольной педагогике достаточно разработано. Однако мы считаем, что в танцевально-игровой деятельности недостаточно внимания уделяется эмоциональной экспрессии. Эмоциональность – универсальный для всех видов художественного творчества показатель одаренности. Н.А.Ветлугина отмечает, что творческая деятельность будет проходить успешнее лишь в условиях эмоциональной приподнятости, которая не снижается сознательными действиями. Своеобразное переживание, которое именуется обычно вдохновением, выражается у детей в форме особого эмоционального подъема. Состояние эмоциональной увлеченности напоминает в своих зачаточных формах вдохновение зрелого художника. Самый доступный для детей вид музыкального творчества — импровизация, когда сочинение и исполнение музыки происходят одновременно, а содержанием служат, как правило, непосредственно возникающие эмоциональные состояния, образы, музыкальные “мысли”.

Танцевально-экспрессивная деятельность - это эмоционально насыщенная деятельность, в которой постижение, осознание и передача музыкального образа произведения происходит при помощи экспрессии (мимики, пантомимы, выразительных телодвижений).

Работа студии основывается на программе «Танцевально-экспрессивное творчество» (автор музыкальный руководитель высшей категории Левина Алена Геннадьевна), направленной на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в танцевально-экспрессивной деятельности.

Программа составлена на основе анализа трудов таких авторов как Н.А. Ветлугина, А.И. Буренина, О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова с учетом современных тенденций.

Цель программы – развитие творческих способностей детей 5 – 6 лет в танцевально-экспрессивной деятельности.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

  • развивать творческую самостоятельность в создании музыкального образа, используя при этом игровые и танцевальные импровизации;
  • обогащать жизненный и музыкальный опыт детей новыми, яркими впечатлениями;
  • поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания танцевально-экспрессивного образа, используя движения, позу, жест;
  • побуждать детей к поиску новых оригинальных решений;
  • развивать интерес к танцевально-экспрессивному творчеству.
  • Реализация программы предполагает создание следующих психолого-педагогических условий в ДОУ:
  • включение детей в разнообразную по содержанию деятельность, причем деятельность должна носить творческий характер;
  • создание атмосферы радостного творчества, обеспечивающей ребенку свободу самовыражения;
  • осуществление личностно-ориентированного подхода в развитии творческих способностей ребенка.

Эти условия нашли свое отражение в принципах:

  1. одним из главных принципов в работе с детьми является организация пространства предоставляющее возможности для реализации склонности ребенка что-то для себя открывать, применять свою фантазию, раскрыться творчески.
  2. второй принцип – принцип индивидуально-дифференцированного подхода предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка. Этот принцип предполагает нахождение индивидуального подхода к ребенку.
  3. немаловажным является принцип создания атмосферы ведущей к психо-эмоциональному раскрепощению, снятию эмоционального напряжения, мышечного зажима, формированию положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.
  4. четвертый принцип – принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение творческих заданий.
  5. принцип «проблемности» обучения – обучение должно быть «проблемным», содержать элементы самостоятельной исследовательской работы. Строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск.

Методы и приемы работы:

  • предложение;
  • совет;
  • упражнение;
  • использование сюрпризных моментов;
  • принятие роли;
  • использование проблемных ситуаций;
  • использование наглядного материала - программа предусматривает использование на занятиях интересного и яркого наглядного материала (иллюстрации и репродукции, дидактический материал, игровые атрибуты, аудио - материалы, «живые игрушки» т. е. воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы). Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в деятельности.

Работа над созданием танцевально-экспрессивного образа предполагает следующую последовательность:

  1. Раскрепощение детей, снятие мышечных зажимов.
  2. Прослушивание музыкального произведения, характеристика музыкального образа произведения, его развитие. Уже здесь важно научить ребят творчески мыслить при восприятии музыки.
  3. Организация поиска детьми (при участии взрослого) выразительных движений, соответствующих образу. Важно нацелить ребенка на поиск своего нового, оригинального решения реализации музыкального образа в движении.
  4. Выбор детьми необходимых атрибутов, элементов костюмов, дополняющих танцевально-экспрессивный образ.
  5. Выполнение детьми творческого задания. Воплощение детских идей в танцевально-экспрессивной деятельности.
  6. Рефлексия. Обсуждение с детьми результатов творческой деятельности, оценка. Осуществление данного этапа видится нам необходимым, поскольку дает возможность понять ребенку адекватность выбранных выразительных средств замыслу.

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
поделиться с друзьями:
создание сайтов